Рабочий день закончился, и когда Эмма стала одеваться, вдруг обнаружила, что на сапоге сломалась молния. Сначала она ни в какую не хотела застегиваться и Эмма ожесточённо её дергала туда-сюда, а потом застёжка просто развалилась.
— Да что же это такое! — тихо воскликнула женщина, — Теперь в ремонт нести.
Третий раз уже приходилось ремонтировать сапоги. «Пора бы уже и новые купить, — со злостью думала Эмма, — Потерпи, да потерпи, дорогая… Сколько терпеть? Пока на пенсию выйду? Тогда, может, время, наконец, придёт, и я смогу себе позволить покупку сапог, одежды, украшений, и у нас будет, наконец, машина? Надоело пешком ходить! Вот подруги-то все в шоколаде. А я? Не могу себе позволить в салон красоты сходить, маникюр сделать…»
Эмма и Павел поженились сразу после окончания института. Молодые, веселые, отчаянные. Казалось — всё по плечу. Но действительность внесла свои коррективы. Грянул кризис. Денег, которые они зарабатывали, хватало только на еду. Да и то — родители помогали, благо дачный участок имели. Мать подзуживала Эмму: «И когда только твой муж деньги начнёт нормальные зарабатывать? Что он работу-то хорошую не ищет?». Сначала девушка обижалась на такие речи и защищала Павла. А потом всё чаще стала задумываться: «А и, правда, — когда?». Ей стало казаться, что подружки намного успешнее замуж вышли. А она? «Надо было состоятельного мужа искать, а не выходить за простого инженера» — разочарованно думала Эмма.
К слову сказать, Павел очень старался заработать. Но время было такое… А бандитом становиться он не собирался, о чём он не раз говорил супруге. Честный парень был и простой.
Родилась дочка. Крутились, как могли, растили. Конечно, денег ещё меньше стало. Сначала декрет, потом прибавились все остальные расходы. После рождения малышки, Эмма рано вышла на работу, а дочку в сад отдали. И опять вышли сложности. Сад был далеко, приходилось тащиться на автобусе, и Эмма всё больше мечтала о машине. Она постоянно о чем-нибудь мечтала. Но все мечты казались неосуществимыми. Постепенно в её голове стали появляться нехорошие мысли. О любовнике.
Сначала Эмма гнала их прочь. Потом это делать становилось всё труднее и вот сегодня, когда сломалась молния на сапоге, она всерьёз задумалась об этом. Ей стало казаться, что жизнь проходит, лучшие годы уже не вернуть, а она так и считает копейки. Сколько это будет продолжаться? Сколько ещё потерпеть? Муж считает, что откладывает деньги на машину, на отдых, и всё нормально, но это так долго, ведь выделить большие суммы нет никакой возможности! «Так мы будем складывать ещё очень долго, а я сейчас жить нормально хочу…» — думала Эмма.
Подружки на работе всё хвастались новыми приобретениями: колечками, шубками. Показывали фотографии в купальниках на отдыхе. Эмма с ума сходила от зависти. Ничего этого она себе позволить не могла. И на море она ни разу не была. И вообще нигде не была.
Постепенно в её голове созрел план. В соседнем городе жила её сестра, Людмила. Эмма стала частенько наведываться к ней в гости. Пару раз женщина и правда к ней ездила, а потом быстро обзавелась богатым любовником и сестрой только прикрывалась. Муж верил ей, потому что любил. Однако лучший друг, с которым он делился, относился скептически к отлучкам Эммы.
—Смотри, — говорил он, — Что-то часто она у тебя родственницу навещает. Как бы чего не вышло.
Но Павел отмахивался от очевидных фактов. Таких, как внезапное появление у жены дорогого браслета или нового платья, которых явно не купишь на скромную зарплату. На вопрос, откуда эти вещи, жена что-то невнятно отвечала, про то, что одолжила у матери, у сестры или ещё у кого-нибудь и муж продолжал верить. Верил до тех самых пор, пока Эмма не заявила в один не прекрасный момент, что хочет с ним расстаться. Вот так просто взяла и заявила. Растерявшийся Павел смог только вымолвить, что мол, у нас же дочка… На что жена невозмутимо добавила, что дочку она забирает с собой и у неё будет жизнь получше, чем сейчас.
— Получше — это побогаче? — догадался Павел, а потом грустно добавил, — Состоятельного нашла? Ну-ну… И, кто он? Президент вашей компании?
***
Несмотря на то, что Эмма поступила подло, Павел оставил ей квартиру и ушёл сам на съёмное жильё, потому что был очень добрый и благородный человек. Но переживал сильно. Друг качал головой и смотрел с немым укором, что, мол, я тебя предупреждал…
А Эмма явилась к своему бизнесмену. Вот, мол, я свободная и теперь только твоя! Мужчина повел себя странно. Он заявил, что бросать семью не собирается, даже ради такой красотки. И что ничем не обязывающие отношения это одно, а брак — совсем другое. И что он чётко разделяет эти понятия, потому любит свою жену и детей, а Эмма его устраивала исключительно в роли любовницы и не больше. Обескураженная женщина начала было говорить про то, что она разошлась с мужем ради любви к нему, на что бизнесмен ответил, что, это её проблемы. Сделала глупость, вот теперь сама и разгребай, а ему некогда и вообще, пора наши отношения завершать. После этих слов он прямо таки выставил женщину за дверь.
Эмма проревела три дня. Однако красивая жизнь при деньгах ей так понравилась, что возвращаться к мужу она и не думала, хотя Павел продолжал её любить и в глубине души всё лелеял надежду на примирение.
Через некоторое время она вышла замуж, но не так удачно как мечтала. Новый муж оказался настоящим домашним тираном. Хоть он и осыпал Эмму подарками и иногда возил к морю, но требовал беспрекословного подчинения. Эмма больше не работала, сидела дома, однако не без дела. У нового мужа было много странных требований. Несмотря на достаток, мужчина не хотел, чтобы их большой дом убирала прислуга, поэтому Эмма с утра до ночи наводила блеск. Только иногда вызывалась клининговая служба, которая выполняла самую сложную работу, например, мытьё окон и чистку ковров.
И готовить он тоже заставлял супругу. И очень строго отчитывал, если вдруг ему что-то не нравилось, например пересоленный бифштекс. Деньги на ведение хозяйства он выделял регулярно и так же регулярно следил за их тратой. Все покупки Эмма должна была заносить в специальную тетрадь. Потом муж изучал записи и делал вывод о том, хорошо ли справилась жена. Иногда он поздно возвращался с работы. Или не с работы. Об этих делах он Эмме не рассказывал. Супруга должна была ждать его при полном параде, с горячим ужином и милой улыбкой на лице. Далее следовала постель, где тоже было много всяких правил. Иногда, очень редко, они выбирались куда-нибудь. Муж не любил всё это. Он любил отдыхать дома.
Дочку Эммы он принял хорошо, у неё было всё, что необходимо, однако не было любви, которую она, впрочем, получала от Павла. С ним, слава Богу, дочери видеться не запрещали. И именно от неё Павел и узнал, в каких условиях живет теперь уже бывшая его жена.
— Ну, ничего, — грустно усмехался про себя Павел, — она же богатство хотела: машину, шубы, колье, рестораны, теперь у неё всё это есть, правда за всё в жизни приходится платить…