У подземного перехода сидел мальчик лет десяти. Он сидел на корточках у самых ступенек, уже под козырьком, там, где меньше задувал холодный ветер. В руках он держал пластиковый стаканчик, на дне которого, сиротливо лежало несколько монет.

Ему было стыдно. И больше всего он опасался встретить здесь свою учительницу или одноклассников: что он им скажет? Однако он упорно продолжал сидеть здесь, потому что очень хотел помочь маме и двум своим младшим сестричкам, ведь он единственный мужчина в семье и почти взрослый.

Отца у них не было. Так вышло. И оно может даже хорошо, говорила иногда мама, потому как он, потеряв работу, вместо того чтобы искать новую, начал выпивать и дома становилось невыносимо. Он громко кричал и ругался, гонялся за детьми с ремнём, а мать оскорблял и обвинял в своей несчастливой судьбе. Но в один из дней отец не пришел домой ночевать. Его не было так же и весь следующий день, а на третий маме сообщили, что его больше нет. Драка. Обычная бытовая драка после обильных возлияний…

Так они остались одни. Денег было совсем мало. Хватало только на самое необходимое. Мама рано утром отправлялась на работу. Она убиралась. А две младшие сестры — одной семь лет, другой восемь, и он, Фёдор, отправлялись в школу. После занятий сестры шли на продлёнку, а мальчик, приходил домой, быстренько делал уроки и убегал. Мама думала, что гулять. Часто так и было, но не сегодня. Сегодня он опять пошёл к станции.

Он так уже делал. Нужно только чуть-чуть потерпеть. «Сейчас, — думал мальчик, держа замерзшими руками стакан с мелочью, — Сейчас он насобирает немного денег, пойдёт в хлебную палатку и купит булку. Сладкую булку с сахаром!»

Ох, как он мечтал о том, как разорвёт прозрачную упаковку и вдохнёт аромат свежей сдобы… А вторую булку сестрам. И маме. Правда мама всегда говорит, что не любит булки и сладости, и что они портят фигуру. Но Фёдор был уже достаточно большой, чтобы понимать, что мама просто отказывается от всех лакомств ради них, своих детей.

…А когда удавалось побольше насобирать, то он денежки откладывал. Хотел скопить немного, а потом маме отдать, она лучше знает, что на них купить: нужд много…

Он так замечтался о булке с сахаром, что не заметил, как в его руку шлепнулся довольно увесистый мешочек с монетами. Это был целлофановый пакет, крепко завязанный узлом. Фёдор поднял голову. Перед ним стоял мальчик. Примерно его возраста… Мальчик смотрел на него и улыбался.

— Вот. Это вся моя копилка. Бери. Тебе нужнее. А на ролики я потом насобираю. Тем более что копилку разбивать не пришлось. У неё есть специальная крышечка. Вот я и открыл.

— Спасибо! Огромное спасибо тебе! — сказал Фёдор, убирая озябшими пальцами узелок в карман куртки. Он хотел ещё что-то сказать, но мальчик уже развернулся и убежал…

***

— Нина! Ты не трогала Данькину копилку? — обеспокоенно спросил муж.

— Да на что она мне! Шутишь что-ли? — удивилась Нина, — Некогда мне по копилкам лазить, а если тебе делать нечего, иди вон, кран течёт вторую неделю, хоть починил бы!

Но муж, Георгий, остервенело тряс копилку.

«Чёрт! Да что ж это такое-то! — думал он, — Вот не везёт. Куда он подевал деньги? Вчера же ещё все на месте были! Ну, явится, я ему задам!»

Георгий увлекался нумизматикой. Ну, не то чтобы увлекался, но очень интересовался этим делом, разбирался и понимал, что есть что, и какую может иметь стоимость. Любил смотреть в интернете видео, где рассказывали про монеты, какие они имеют знаки отличия и чем ценны. Однажды, возвращаясь поздно с работы, он решил срезать путь и пойти через парк. Это был скорее не парк, а небольшая березовая роща, но на карте города он гордо именовался парком. Освещение там было плохое, только один фонарь стоял в самом начале дорожки и один в конце, остальные не работали.

И впотьмах он увидел, как какой-то мужик подозрительно суетится возле одного дерева. Сначала Георгий подумал, что мужик остановился по нужде, но потом понял, что нет. Вёл он себя странно, озирался по сторонам и спешил. Георгию стало интересно, он притаился за старой широкой берёзой, которая от самой земли разветвлялась на три ствола, и наблюдал. Наконец, мужик закончил странное дело и быстро направился в сторону жилых домов.

Георгий выждал немного и поспешил к тому дереву, у которого суетился мужик. С первого взгляда ничего подозрительного он не заметил: дерево как дерево. Но, присмотревшись, обнаружил расщеплённый ствол. Когда-то у него была боковая ветвь, но потом её сломали, и дерево продолжало расти, обращивая корой то место. Однако между корой и сучком оставалась щель, довольно большая, от которой шла трещина. И там что-то лежало.

Надо сказать, что роща эта была невдалеке от станции. На площади останавливалось много автобусов, а также там была железнодорожная платформа. И днём через рощу ходило много народу. Урн тут не было, потому время от времени на дорожках попадался валяющийся мусор: бутылки, упаковки от чипсов и мороженого, валялось много пробок от бутылок и мятых алюминиевых банок, а на некоторых ветках кустов даже висели одноразовые стаканчики. Грязновато здесь было. И засунутый внутрь расщеплённого ствола свёрток вряд ли вызвал бы у кого-то желание его оттуда вытаскивать. Но Георгий полез. И вытащил на свет небольшой пакетик. Развернул его и увидел несколько монет. Подсветив себе смартфоном, он сразу узнал юбилейные монеты СССР…

Пришёл домой. Жене ничего говорить не стал, решил, что выяснит их стоимость и продаст потихоньку через интернет. А на вырученные деньги купит себе спиннинг хороший. Или ещё что-нибудь для рыбалки. Жена никогда не догадается, каких денег это стоило, она вообще в этих вещах не разбирается. Думал-думал он, куда их спрятать и решил положить сыну Даньке в копилку. Копил он на ролики. Копилка была большая — денег туда помещалось много, и он был уверен, что Данька до поры не будет её трогать. А вот жена точно бы нашла монеты, если бы он их спрятал где-то ещё. А делиться он не хотел. Вот ещё! Сейчас скажет, что куртку надо покупать, или сапоги. Ей всё мало. Обдирает его как липку, вздохнуть не даёт, за каждую копейку отчитываться приходится. Так что нет уж, дудки, не получит она этих денег, — думал Георгий, всё больше злясь…

— Данька! Иди сюда, а ну говори, на что копилку потратил! — Георгий был вне себя от злости.

Мальчик крайне удивился. Ему и в голову не пришло, что этих денег кто-то хватится. Ведь копилка была его, стояла у него в комнате и никто никогда ею не интересовался. Просто иногда папа или мама давали ему крупные монеты: десяти и пятирублёвые и он их складывал в отверстие на спине огромной копилки-лягушки. Мама говорила: вот, мол, копи, а потом купишь себе чего-нибудь.

Данька хотел ролики. Или скейт. Он ещё не решил. Но сегодня в школе они читали один поучительный рассказ, который тронул Даньку до глубины души, а потом весь урок дети обсуждали тему добра и зла. Учительница говорила о том, что нужно спешить делать добро, потому что пока ты будешь думать и медлить, ты с этим добром можешь опоздать. Ведь кому-то очень трудно и плохо именно сейчас. И именно сейчас ты можешь помочь. И ещё она говорила про то, что добро и зло это как тьма и свет. Вроде нет света в темной комнате, а внеси туда источник света и он сразу появится. Вот так и человек должен пытаться в своей жизни приносить свет другим людям, делать добро.

Данька как раз думал об этом, когда шёл по улице. И вдруг он увидел этого мальчика и подумал, что наверняка ему плохо, потому что он, Данька, идёт себе, ни о чём не думает. Поел, попил, жуёт жвачку, а в кармане у него ещё жвачка есть и конфеты есть. А ещё в кармане у него телефон. И дома у него есть компьютер, своя комната, кресло любимое, стол. И разве стал бы он сидеть на холоде у перехода, вот как этот мальчик, и ждать, пока ему добрый прохожий кинет монетку? Да если б у Даньки даже упала бы эта монетка из кармана, то он и не заметил бы этого. Сколько раз он, во время качания на качелях, на детской площадке, терял из карманов монеты, а потом собирал в песке. Ну нашёл, потерял, не важно… А для этого мальчика, похоже, было очень важно. Данька полез в карман и не нашёл ни одной монетки. Тогда он вспомнил про свою копилку. Он вдруг испытал непреодолимое желание сделать доброе дело. Вот прямо сделать его просто так сию минуту. Он развернулся и побежал обратно домой. Вытряхнул монеты из копилки, закрыл крышечку, что была у лягушки на животе, и поставил её на своё место…

***

— Ты отдал какому-то бездомному мальчишке все деньги?!! — Георгий был вне себя от ярости, — Все-все?

— Мальчик сделал доброе дело, что ты к нему прицепился? — Нина заглянула в комнату, — И потом, это его деньги. Пусть чего хочет с ними делает. Отдал — значит без роликов останется. Будет знать цену деньгам.

— Пойдёшь завтра и найдёшь этого мальчишку! Наверняка он попрошайничает там каждый день! И сделай так, чтобы он вернул мои коллекционные монеты, понял?! Там было шесть монет,— отец держал Даньку за шкирку, как котёнка. Тот испуганно кивнул, — мальчик ещё никогда не видел отца в такой ярости.

— Это, какие ещё монеты?! — снова включилась в разговор Нина, грозно повышая голос, — Ах ты, негодяй, от семьи хотел скрыть? Не вышло! Бог не Микишка, видит на ком шишка! Отпусти сына! Он доброе дело сделал! А тебе — поделом!

На следующий день после школы Данька уныло плёлся к переходу. Погода была ужасная. Дул холодный ветер и бросал в лицо не то снег, не то дождь. Данька морщился и прятал подбородок в воротник куртки. Разве ж знал он, что в копилке лежат какие-то ценности? Высыпал не глядя, да и всё. Он бы и сам посмотрел на эти монетки. Интересно даже!

Мальчик был на месте. Он не сидел со стаканчиком, а просто стоял у стены и внимательно смотрел на идущих к переходу людей. И тут он увидел Даньку.

— Вот твои монеты! — Сказал он, подходя к нему и протягивая руку, — На. Мама сказала, что это чужие ценности. А чужое нехорошо брать. Я обещал ей, что верну. А денег из твоей копилки хватило на сапожки для Маришки. Это моя сестра. У неё совсем дырявые были. Мама пошла вчера в магазин и купила ей новенькие. Спасибо тебе!

Мальчики подружились. Оказалось, что они учились в одной школе, в параллельных классах, просто Данька только недавно туда перешёл, в эту школу, и потому ещё не всех детей видел. Дружили они очень крепко, а после школы вместе отправились учиться в академию гражданской защиты. Хотят стать работниками МЧС и помогать людям…

А на деньги, вырученные с продажи тех монет, Нина взяла и купила Даньке ролики. Пошли в выходной и выбрали самые красивые. Георгий поворчал немного, вздыхая о спиннинге, но что делать, раз сам виноват? Надо было лучше прятать…

Взято отсюда

Жанна Шинелева на сервере Проза.ру

Рейтинг@Mail.ru